Игра, где нет проигравших…
Чтобы переваривать знания,
нужно
поглощать их с аппетитом
(Анатоль Франс)
Изучение иностранного языка – процесс многотрудный и длительный. И учитель, и ученик ищут способы эффективного изучения/преподавания достаточно непростого материала, значительная часть которого приходится на механическое запоминание многочисленных слов и грамматических форм. Обращение к игровым методикам часто является важным этапом этого поиска. Многие исследования, посвященные игре как форме познания мира, доказывают ее эффективность и при обучении иностранному языку. Работая со студентами и школьниками, мы пришли к такой форме преподавания материала как карточная игра. Вопреки сложившимся стереотипам, это занятие может быть интеллектуальным и развивающим, при условии грамотного отбора содержания и правильной организации игры. Мы считаем, что мотивация на изучение иностранного языка является одним из факторов эффективности использования игровых карточных методик. На занятиях эти игры вызывают живой интерес, потому что в отличие от традиционного словарного диктанта они:
– не вызывают тревожности у обучающихся, удачно маскируя функции контроля и закрепления знаний
– привлекают своим оформлением в виде колоды карт
– включают фактор удачи, неожиданности, а значит, обеспечивает азартность учебно-игровой ситуации
– являются коллективным видом деятельности, а следовательно, включает компоненты само- и взаимоконтроля
– создают ситуацию успеха, потому что ученик может победить как своих товарищей, так и учителя
При этом повышается сознательность учащихся: формально
никому не запрещено спрашивать друг у друга или у учителя слова, но это ни что иное, как раскрытие карт соперникам, что повышает вероятность проигрыша. Впрочем, само понятие проигрыша не вполне применимо к учебным играм: ведь все участники оказываются победителями: увеличивается словарный словарь учащихся и обогащается методический портфель учителя, освоившего новую методику обучения лексическим и грамматическим формам.
Методический потенциал карточных игр
Грамматические и лексические карточные игры являются ситуативно-вариативным упражнением и способствуют выполнению важных методических задач:
1) обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
2) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще;3) создание психологической готовности к речевому общению и снятию состояния тревожности, связанного с ситуацией общения на иностранном языке в группе.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. Конфуций писал, что учитель и ученик растут вместе. Игровые формы занятий позволяют расти как ученикам, так и учителю [1; с. 3].
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ "УЧЕБНЫЕ КАРТЫ"
1) Степичев П. А. Учебно-методическое игровое пособие "Vocabulary Cards". (Английская лексика в колоде игральных карт). Компания Спутник+, 2006.
2) Степичев П. А. Учебно-методическое игровое пособие "Vocabulary Gambling". (Английская лексика в колоде игральных карт). ПБГ, 2007.
НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗДАНИЯ
3) Степичев П. А. Лексические игры на уроках английского языка: Методические рекомендации. - М.: Чистые пруды, 2008. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык», Вып. 19)
4) Степичев П. А. Игры с карточками слов. Разрезное пособие. Издательство "Дрофа".
Серия карточных игр со словами
Суть предлагаемой методики в использовании принципов карточных игр, видоизмененных таким образом, чтобы, сохранив привлекательную форму, наполнить эти игры учебным содержанием. В комплект входит коробочка с 54 карточками со словами и пособие, в котором описываются различные виды игр с той или иной лексикой и даются списки слов. Наибольшей популярностью среди учителей и учеников пользуются неправильные глаголы (5 колод по 20 глаголов в каждой). Полный комплект позволяет выучить 100 неправильных глаголов в трех формах. Также востребованы колоды, составленные из существительных на различные темы. В одну учебную колоду входит 6 тем по 9 слов каждая (всего 54 слова). Например, колода с темами Food, Transport, Furniture, Animals, City, Hobbies.
Ассортимент учебных карт постоянно увеличивается. На настоящий момент разработано 27 видов игр, которые позволяют выучить более 1500 английских слов.
Правила игры и подробные методические рекомендации опубликованы
в следующих изданиях:
1) Степичев П. А. Изучение английских неправильных глаголов с помощью настольной игры "Play Cards at School"."Иностранные языки в школе", 2006, № 1.
2) Степичев П. А. Игра в карты… Новый взгляд на изучение английских неправильных глаголов. Газета "Первое сентября. English" 2004 г., № 19
3) Степичев П. А. Играем в английские глаголы. Ж. "Педагогические науки" № 4 2003 г.
4) Степичев П. А. Английские слова в учебной карточной колоде: новый подход к изучению лексики. Газета "Первое сентября. English" 2006, № 13
5) Степичев П. А. Формирование фонетических навыков средствами учебной карточной игры на занятиях немецкого языка в средней школе. Ж. "Аспирант и соискатель" 2006 г., № 4
6) Степичев П. А. An Easy Way into English Vocabulary. Призвание (сборник творческих работ студентов и школьников на английском языке). – М.: Компания Спутник+, 2007.
7) Степичев П. А. Изучение английских фразовых глаголов с помощью учебной карточной игры. // Газета "English" – 2007. № 17.
8) Степичев П. А. Игра «Лексический конструктор»: новая технология изучения английского языка. // Газета "English" – 2008. № 17.
Полный комплект учебных карт включает 27 колод:
Неправильные глаголы - 5 учебных колод
(100 глаголов в 3 формах, по 20 глаголов в учебной колоде)
Фразовые глаголы - 5 учебных колод (225 фразовых глаголов)
Степени сравнения прилагательных (20 глаголов в трех формах, включая все исключения)
Лексические карты - 12 видов, включая Beginner, Food, Technology
Geography Cards - карты для изучения англ. геогр. названий
Уличные и дорожные знаки
Английские устойчивые выражения (идиомы)
Автор с удовольствием приедет в Вашу школу или вуз с мастер-классом по творческому преподаванию лексики и поделится эффективными игровыми методиками.
Отправляйте свои пожелания на адрес teacherstepichev@narod.ru
Группа Азартный английский